Проект «Семейный альбом» Поиск по сайту Контакты и обратная связь Карта сайта Авторизация

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ И БЫТА


Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта относится к типу музеев под открытым небом или музеев-скансенов. Музеи данного типа - это одна из форм сохранения и показа памятников истории и культуры в обстановке, близкой к естесственной: традиционной народной архитектуры, предметов быта, ремесел, промыслов, орудий труда. Это - и научные исследования, приобретение, перевоз на территорию музея, реставрация и сохранение историко-культурных ценностей. Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта, демонстрирующий народную, традиционную культуру страны в единстве ее региональных и локальных особенностей, относится к музеям этнографического комплексного профиля республиканского значения. Важным элементом экспозиции музея под открытым небом является ландшафт. Территория музея расположена в живописной пригородной зоне города Минска, охватывает место слияния рек Птичь и ее притока - Менка, рядом с Волковичским водохранилищем, деревней Строчица, памятником археологии - Городище на реке Менка. С севера территория ограничена дорогой Минск-Городище-Ивенец. Границы музея установлены архитектурно-планировочным решением и Государственным актом землепользования.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ


Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта Белорусский скансен относительно молодой, в сравнении с аналогичными музеями мира. 9 декабря 2006 г. музей отпраздновал свое 30-летие.

Идея создания Музея народной архитектуры и быта под открытым небом впервые была высказана в 1908 г. известным художником Фердинандом Рущицом. Первая мировая война помешала осуществлению замысла. Позднее, в 20е годы XX в., были выполнены обследования памятников материальной культуры Виленского, Новогрудского, Белостоцкого и Полесского воеводств. В 1931 г. Рущиц снова вернулся к идее создания музея под Вильней, в котором планировалось показать памятники обследованных территорий, но работу по созданию музея прервала Вторая мировая война.

В 50-60 гг. XX века в Беларуси интенсивно велось строительство, создавались агропромышленные комплексы, определялись неперспективные поселения. Возникла угроза потери памятников зодчества и народной материальной культуры. В 1961 г. на страницах республиканской печати появился ряд статей о необходимости сохранения памятников народной архитектуры и создания музея под открытым небом. Постановление Правительства Республики N° 347 "О создании Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта" было принято 9 декабря 1976 г. Приказом Министерства культуры создана Рабочая группа по организации Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта для реализации постановления. В 1976 г. Институтом искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук под руководством членов-корреспондентов НАН Республики Беларусь В. Бондарчика и С. Марцелева совместно с Рабочей группой были разработаны научные принципы и обоснование будущего музея.

В 1988 г. был принят к реализации проект Белорусского реставрационно-проектного института. Помимо разработки проекта велась большая научно-экспедиционная работа по регионам республики с целью изучения, поиска, фиксации экспонатов, осуществлялась перевозка памятников народной деревянной архитектуры, музейных предметов быта, ремесел, промыслов музейного значения.

Музейный комплекс должен включить более 250 памятников и 50 тыс. экспонатов, производственно-хозяйственную зону, объекты инженерного обеспечения, внутри-музейные дороги, объекты благоустройства. В 1987 г. был открыт для посетителей экспозиционный сектор "Центральная Беларусь", фрагментально созданы сектора "Поозерье", "Поднепровье". На экспозиции и в стадии реставрации находится около 40 памятников. В 1993 г. была закончена разработка научного обоснования создания ландшафтно-этнографического заповедника "Менка". Сегодня музей под открытым небом зимой и летом, в дождь и солнце ждет своих посетителей.

СТРУКТУРА МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА

Структурное построение музея - это три основные зоны: экспозиционная, производственно-хозяйственная и заповедная. Экспозиционная зона предусматривает создание шести секторов, соответствующих шести историко-этнографическим регионам республики, сектора "Местечко" и сектора уникальных памятников. Производственно-хозяйственная зона должна включать административно-научный комплекс, фондохранилище, реставрационные мастерские, выставочные помещения, службу охраны. Заповедная зона - это территория исторических мест: памятника археологии - Городище, курганных могильников, деревни Строчица.

Ценным археологическим памятником является Городище на реке Менке. Оно исследовалось на протяжении многих лет археологами и историками. Его история начинается до нашей эры, а по сведениям некоторых авторов, на этом месте зародился город Менск [от слова "Менка"). Сохранение этого уникального памятника - одна из основных задач не только для музея.

Важным историческим объектом является деревня Строчица, упоминание о которой встречается в документах XVI века. На возвышенном берегу Птичи сохранились остатки фольварка с панским садом, сохранился ряд домов начала XX столетия, имеющих традиционное резное убранство, фрагменты фундаментов оград и малых архитектурных форм. Ранними памятниками являются курганные могильники, свидетельствующие о том, что данная территория была заселена с древнейших времен. Курганы относятся к периоду IX—XI вв. и расположены небольшими группами… Таким образом, территория, представляющая несомненный научный интерес, занимает значительно большую площадь, чем территория Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта с его охранными зонами.

ПРИРОДООХРАНЯЕНЯЕМЫЕ ОБЪЕКТЫ МУЗЕЯ

Природоохраняемыми объектами на территории музея являются река Птичь с Волковичским водохранилищем, река Менка, ландшафт с сохранившейся флорой и фауной. Участок площадью 80 гектаров в пойме реки Птичь является зоной охраняемого ландшафта. Территория водоохранной зоны Волковичского водохранилища Вилейско-Минской водной системы включает юго-восточную часть территории музея (верховье Птичи), деревню Строчица и право- и левобережные территории водохранилища. Леса вдоль реки Менки, реки Птичь и названного водохранилища имеют большое значение: почво- и водоохранное, рекреационное, эстетическое, ландшафтно-этнографическое.

Сохранившаяся фауна распределена по территории музея неравномерно из-за большого разнообразия типов местообитания и различной степени воздействия человека на них. В водах реки Птичь живут бобры, ондатры, водяные полевки, многие виды рыб, выявлено 4 вида амфибий (из 12 существующих на территории Республики Беларусь), 57 видов птиц без учета перелетных и зимующих (27% от всех видов, встречающихся на территории Республики Беларусь). Фауна млекопитающих представлена 15 видами: ласка, горностай, черный хорь, заяц-русак, ежи, мыши, кроты, бурозубки и др. Всего на территории встречается 76 видов наземных позвоночных животных.

Во флоре музея и охранных зон выявлено 374 вида сосудистых растений, 11 видов папоротникообразных, 3 - хвощеобразных, 5 - многоножковых, 2 - плаунообразных, 3 - голосеменных. Из 360 видов покрытосеменных - 65 видов однодольных и 295 видов двудольных. Природоохранный анализ флоры показывает, что из общего состава обнаружено 7 видов, занесенных в "Красную книгу". Кроме того, выявлены редкие виды. Например, бузина травянистая, которая отмечена в пятитомной книге "Флора БССР" и "Определитель растений Белоруссии".
Всего на территории музея и охранных зон выявлено 30 редких видов и 7 видов, подлежащих охране: колокольчик персиколистый; любка двулистая; наперстянка крупноцветковая; перелеска благородная; первоцвет весенний; чина гладкая, или высокая; терн, или слива колючая. На территории музея произрастает 15 родов деревьев, 26 видов кустарников. Вся дендрофлора насчитывает 41 вид.

Флора музея богата лекарственными растениями. Сотрудниками музея в 1992 г., по результатам обследования и изучения флоры, был собран и составлен гербарий, в котором по каждому виду приводятся русское, белорусское и латинское название, сведения о его географическом происхождении. А также гербарий лекарственных растений на все 155 видов, произрастающих на территории музея.

На основе анализа территории музея по основным природным факторам выделены зоны, наиболее благоприятные для застройки, озеленения, и участки сохраняемых ландшафтов. На сегодняшний день проведен комплекс мероприятий по озеленению территории: посадка деревьев, кустов, цветов. В целом территория музея - это своеобразный природный парк круглогодичного функционирования, В рекреационных зонах созданы уголки для отдыха и развлечений, оборудованные малыми архитектурными формами: скамьями для отдыха, столиками, качелями, площадками для игр, можно приехать с друзьями и насладиться шашлыками – дрова есть, а вот мясо нужно не забывать брать с собой.

ЭКСПОЗИЦИЯ МУЗЕЯ


В основу научно обоснованной систематизации экспозиции музея положено условное деление территории Республики Беларусь на шесть историко-этнографических регионов: Центральная Беларусь, Поднепровье, Поозерье, Понеманье, Восточное и Западное Полесье. Каждый регион должен быть представлен в экспозиционной зоне музея соответствующим сектором - фрагментом характерного и типичного данному региону поселения кон. XIX - нач.XX вв.: село, деревня, хутор и т. д. Отдельно формируется сектор "Местечко" и сектор "Уникальные памятники".
Обязательным условием расположения секторов является отражение при этом природно-географических условий региона. В пределах каждого архитектурно-этнографического сектора экспонируются культовые, общественные, административные, хозяйственные постройки и жилые усадьбы с характерными типами дворов, малыми архитектурными формами и зелеными насаждениями. Экспонирование памятников народной архитектуры предусматривает воссоздание интерьеров, демонстрацию этнографических экспонатов: предметов быта, ремесел, промыслов, орудий труда и т. д. В отдельных памятниках организованы выставки фондовых коллекций музея, тематические выставки.

В будущем в секторе "Местечко", помимо экспонирования (костел, церковь, мечеть, синагога), планируется приспособление памятников под показ определенного функционального процесса: корчма - питание; дома ремесленников - демонстрация ремесел, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства; магазины (крамы) - продажа сувениров и т. д. Помимо региональных, планируется создание отдельных общих тем экспозиции: пристани и речного хозяйства, лесных промыслов, производственных построек и др. Сегодня посетителей приглашают отреставрированный экспозиционный сектор "Центральная Беларусь" и фрагментально созданная экспозиция секторов "Поозерье" и "Поднепровье". Из уникальных памятников в музее представлены мельницы, часовня; малые архитектурные формы: ограды различных типов, колодцы, озероды, брамы и калитки. Зеленые насаждения также органично включаются в структуру экспозиции.

Экспозиционный сектор "Центральная Беларусь"

Историко-этнографический регион Центральная Беларусь находится в центре территории между другими регионами и занимает основную часть Минской и западную окраину Могилевской областей. Материальная культура и народное зодчество региона синтезирует в себе конструктивные, планировочные и стилистические особенности соседних регионов. Наиболее характерной для Центральной Беларуси являлась уличная (линейная) застройка поселений: однорядная или двухрядная. В селах региона - административно-территориальных центрах - формировался развитый общественно-культурный центр с постройками волостной управы, церковью,церковно-приходской школой или народным училищем, общественным амбаром, корчмой. Экспозиционный сектор музея "Центральная Беларусь" представлен селом, с характерной для этого типа поселения планировкой: площадь с постройками общественно-культурного центра и улица с двухсторонней застройкой усадеб.

Главный памятник на площади экспозиционного села - Покровская церковь XVIII в. из деревни Логновичи Клецкого района. Церковь относится к храмам продольно-осевой композиции. Все ее объемы располагаются по одной оси: неф с пятигранной алтарной частью, со стороны входа - притвор (бабинец). Над ним возвышается башня, в пластичных формах которой видны черты стиля барокко, широко распространенного в XVIII в. в каменном и деревянном зодчестве. Церковь относилась к униатской конфессии. Срубы церкви выполнены из брусьев в "чистый" угол. Высокая двускатная крыша с залобком (вальмой) крыта дранкой. Вокруг церкви - бревенчатая ограда паркан с воротами и калиткой под крышей. Помещение церкви в настоящее время используется как выставочный зал.

Рядом с церковью - памятник деревянной архитектуры первой пол, XX в. - школа из деревни Колодчино Вилейского района. Это - типовой пример школ для крестьянских детей кон. XIX - нач. XX вв. Далее - хозяйственная постройка - общественный амбар кон. XIX в. из д. Косаричи Глусского района. По другую сторону от церкви, за жердяной оградой села, при дороге, экспонируется еще один памятник народной архитектуры конца XIX в. - корчма из деревни Хвоево Несвижского района. Когда-то в корчме жил корчмарь, в помещении для постояльцев останавливались на ночлег, в шинке корчмы праздновали и отдыхали. Сегодня здесь могут отдохнуть и попробовать блюда белорусской кухни посетители музея. Планируется восстановить весь комплекс корчмы: хлевы, конюшню, сарай, гумно, погреб, колодец "журавль". А также на площади села будет реконструировано здание волостной управы.

По обе стороны улицы села, за разного типа оградами, расположены отреставрированные усадьбы с погонной (линейной] застройкой дворов. (Тип дворов, когда жилые и хозяйственные постройки располагаются вдоль земельного участка в одну линию - однорядный погон, если в две линии - двухрядный.)

В состав первой усадьбы входят памятники народной архитектуры начала XX в.: хата из деревни Исерно Слуцкого района, хлев из деревни Солон Стародорожского района и гумно из деревни Лучники Слуцкого района. Комплекс усадьбы обнесен жердяной оградой. Хата из деревни Исерно с традиционной трехкамерной планировкой (хата-сени-клеть) - первый памятник, отреставрированный в музее в 1984 г. Клеть - двухъярусная. Верхний ярус имеет сплошное сводчатое перекрытие из бревен [закат]. Интерьер хаты традиционный: печь на деревянном подрубе, напротив, по диагонали, красный угол с иконами, деревянный стол, вдоль стен - широкие лавки, настил из досок "на козлах" - "пол" - место для сна. Напротив устья печи - женский угол с полочкой для посуды. Сразу за хатой расположен хлев из деревни Солон Стародорожского района. Интересна конструкция крыши: разреженный закот, когда бревна укладываются с промежутком. Ворота хлева украшают металлические кованые засовы (завалы) на петлях.

В конце усадьбы - гумно - постройка для просушки, обмолота урожая и чистки зерна. Этот памятник представляет собой реконструкцию гумна, обследованного в 20-е гг. прошлого века в деревне Лучники Слуцкого района во время экспедиции этнографов во главе с Н. Лебедевой. Гумно интересно своей восьмигранной планировкой, которая дает возможность получить внутри большой объем, используя бревна длиной 6-10 м. Гумно имеет четырехскатную камышовую крышу, конструкция которой держится на четырех столбах-опорах. Столбы-опоры соединены вверху балками, на которых стоят полусошки, несущие прогон и конструкцию покрытия. В гумне - широкие дощатые ворота для заезда, выезда и проезда.

В помещении гумна организована выставка фондовых коллекций сельскохозяйственных орудий труда и механизмов, предназначенных для обработки земли, посева, уборки урожая, обмолота, очистки зерна.

Еще один тип однорядной (линейной) застройки - усадьба из деревни Огородники Слуцкого района иллюстрирует процесс дальнейшего развития линейной застройки. Трехкамерное жилье (хата-сени-клеть) через поветь соединяется с постройкой истопки с сенечками. Постройка истопки предназначалась для хранения овощей в зимний период, поэтому обогревалась с помощью раскаленных углей в горшке или на камнях. В состав усадьбы входит также и хлев из деревни Огородники, с пристроенным у торцевой стены птичником.

Экспозиция традиционного интерьера хаты посвящена теме прядения и ткачества - традиционным древним занятиям белорусов. В помещении хлева демонстрируется фондовая коллекция деревообрабатывающих станков и механизмов, которая дает представление о технологии традиционной деревообработки на Беларуси.

Двор, который представляет собой пример погонной (линейной) застройки на конечном этапе своего развития, перевезен в музей из деревни Садовичи Копыльского района. Он был построен в 1924 г. Многочисленные жилые и хозяйственные постройки в одном объеме вытянулись вдоль двора на 36 метров под единой ровной двухскатной крышей. Этот классический двор-погон впечатляет своей целостностью, единством объема и планировочной соподчиненностью помещений. Через сени и сенечки можно пройти в хату, кладовку, кладовочку и клеть. Хозяйственные помещения - это одрина, хлевы для крупного и мелкого скота, свинарник и птичник.

В хате создана экспозиция интерьера на период народного зимнего праздника Коляды. Праздник - дохристианского происхождения, приурочен ко дню зимнего солнцестояния. Позже церковь присоединила к Колядам христианский праздник Рождества Христова. В помещении одрины, погона из д. Садовичи, организована выставка фондовой коллекции ступ - традиционных приспособлений для обработки зерна на крупу. Далее в помещении хлева представлена фондовая коллекция жерновов - приспособлений для ручного помола зерна на муку. На другой стороне улицы села находится отреставрированая усадьба нач. XX в. из д. Забродье Столбцовского района: хата, хлевы, клеть и гумно. Это – пример двухрядного погона. Второй ряд погонного двора образует клеть и маслобойня (будет реконструирована]. Усадьба принадлежала зажиточному хозяину, - постройки больших размеров. Жилье имеет планировку: хата-сени-истопка.

В интерьере уже нет традиционных "пола" для сна и лавок вдоль стен. В спальной зоне - деревянные кровати, помимо сундука, стоит шкаф для одежды, у стены - деревянный диван [канала), еще один стол - в "женском углу". На примере данного интерьера отражены перемены в крестьянском быту в 20-ЗО-е гг. XX века, а также разница в оформлении жилья населения католического вероисповедания в сравнении с православным. Экспозиция интерьера хаты посвящена теме христианского праздника Пасха.

Клеть - отдельно стоящая добротная постройка для хранения зерна, семян, одежды, приданого невесты, а также для отдыха членов семьи, и особенно молодоженов, в теплый период года.

Небольшой памятник под дощатой крышей в конце села на определенном расстоянии от усадеб, - это кузница из деревни Клочково Молодеченского района. Датируется началом XX столетия.

А далее, за селом, видны крылья ветряной мельницы, построенной в 80-х гг. XIX в. Спустя столетие ее перевезли в музей из деревни Домоткановичи Клецкого района. Мельница козлового типа. Конструктивной основой таких мельниц служил мощный столб, который крепился в прочной крестовине с подкосами - "козлах" (отсюда и название). На столб опиралась балка-"мученица", на которой держалась вся конструкция мельницы. Вокруг столба вращали весь корпус мельницы по направлению ветра. Внутри, на двух верхних уровнях, располагался сложный механизм помола, который работал от передаваемой механизму силы ветра.

Идя по дорожке от мельницы вдоль перелеска можно увидеть придорожную часовню (в стадии незавершенной реставрации] - памятник народной архитектуры 1802 г. из деревни Королевцы Вилейского района. Часовня-ротонда возведена по многочисленным аналогам XVIII в.: восьмигранный неф завершается конусообразным перекрытием, небольшая пятигранная апсида, крыльцо с навесом на двух мощных столбах. После завершения реставрации часовни с колокольней и каменной оградой можно будет увидеть архитектурный образ, отвечающий идеалам своей эпохи.

Фотографии экспозиции Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта Вы можете посмотреть в нашей фотогалерее здесь.

Хотите узнать больше о музее народной архитектуры и быта? Приезжайте в Минск!


Текст подготовлен по материалам издания «Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта» под редакцией Светланы Лакотки, Минск «ЮНИПАК», 2006 год



Возврат к списку



Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 



Отправляйте свои работы по адресу: photo@family-album.ru
в теме письма указывайте тематику, а в самом письме свои координаты, ФИО

Все видеофайлы, фотографии и другие графические материалы, представленные на данном сайте «Семейный альбом», разрешается копировать и использовать только на основании письменного разрешения администрации сайта и Рабочей группы проекта «Семейный альбом».

Любые тексты, опубликованные на данном сайте «Семейный альбом» разрешается копировать и использовать с обязательным указанием на источник - www.family-album.ru